Шатровки

Начиная писать про шатровки мы предполагаем следующее:
1) Вы ознакомились со рассказом «Столбовки» — повторов не будет
2) Вы понимаете главное правило мельниц: всё должно быть функционально
3) Вы хотите прочитать про шатровки более кратко, чем предыдущий рассказ

Итак, исполняем!
Шатровки, или голландки, появились позднее столбовок. Причём как в России, куда они были завезены купцами и Петром Первым, так и в Европе, где они просто были позже изобретены. Поэтому начнём с недостатков столбовок. А недостаток в сущности один: сильное ограничение на массу амбара. Это значит, что больше одного постава в механизме вы не сделаете, что амбар выше нескольких метров вы не построите и что хранить зерно Вам негде.

Понятно, что для того, чтобы снять эти ограничения, Вам надо научиться поворачивать на ветер отдельную часть здания, ну логично, что это крыша, или шапка. Таким образом решаются все проблемы: вы можете сделать сколько угодно поставов для лучшего распределения мощности, т.к. вам не надо поворачивать все эти тяжеленые жернова. Вы можете построить башню очень высокой, и, значит, сделать более длинные крылья, а значит, у них будет больше площадь, которая эту самую большую мощность и обеспечит. Ну и наконец, вы можете обустроить несколько этажей мельницы под квартиру или сарай. Одни плюсы, однако!

Начнём знакомиться с архитектурой шатровок мы, как и в случае столбовок, снаружи, а, точнее, снизу. Итак: основание. Но позвольте, скажете вы. Какое может быть основание у дома? Оказывается, может, и вот почему. Одна из незатронутых в столбовках проблемы — это проблема регулирования ширины крыльев. Крылья у нас в основном наборные, или в Европе натяжные, т.е. фактически, часть досок с крыла можно снять, а часть парусины спустить. Зачем? Для уменьшения скорости. Если ветер слишком сильный вам надо притормозить мельницу, чтобы уменьшить динамические нагрузки на шестерни и здание в целом. В этом месте вы, возможно, вспомните про тормоз. Да, тормоз в шатровках, безусловно, есть, но мельница — это не автомобиль. Здесь нельзя слегка притормозить. Т.к. и шестерня и тормоз деревянные, то работать с касающимся тормозом мельница не сможет из-за трения и последующего разогрева деталей. Таким образом, надо менять ширину крыльев.

А чтобы ширину менять, необходимо до крыльев как-то дотягиваться. Никаких навесных балконов как в столбовках здесь нет, крылья можно «потрогать» только снизу. Бывают шатровки «от земли» (1). Как правило, они невысокие и до крыльев можно дотянуться с земли. Бывают шатровки с амбарами. В этом случае, передний край амбара скошен, чтобы на нём было удобнее стоять(2). Бывают шатровки, окружённые круговыми амбарами по всей ширине (3), у таких мельниц доступ к крыльям есть от всех позиций. Бывают шатровки, у которых специально сделано усиление под «балкон» выпирающими балками (4) (две мельницы в Холмогорах 1, 2). Наконец бывают шатровки, у которых изменять ширину крыльев нельзя. Такие мельницы просто тормозят в сильный ветер до полной остановки.

1

2

3

4

Разобравшись с нижней частью, переходим к шатру. Шатёр может быть срубной, каркасный или каменный (одна мельница в Манычском). Шатёр может быть покрыт тёсом (5) (причём даже срубной — ведь тёс защищает сруб от влаги, а его вес нас уже не волнует) или покрыт дранкой (6) (три мельницы — Завал, Ладощино (Витославлицы), Толвуя (Кижи)). Ну, или ничем не покрыт (7).

5

6

7

Никаких особых доводов о лестнице, как вы понимаете, здесь не будет: всё жёстко стоит на земле. А вот про воротило расскажем. Воротила шатровок массивнее и состоят из трёх (8) или пяти (9) балок. У двух Холмогорских мельниц (1, 2) сохранился более древний тип внутреннего поворота: воротило отсутствует. Вместо него внутри мельницы шапка посажены на железные ролики(10) и зубчатую рейку(11), идущую полный круг. С помощью штурвала(12), находящийся внутри мельник вращается шапку по этой рейке. В этих мельницах сохранился люк, из которого можно высунуться наружу, видимо для того, чтобы понимать, откуда же дует в данный момент ветер. Ещё о повороте шапки: шапка касается основной башни по всей окружности, которую и смазывают (13). А для предотвращения смещений шапка дополнительно фиксируется слегами или роликами (14).

8

9

10

11

12

13

14

Ну ладно, башней насладились, теперь пошли внутрь. И сразу полезли на самый верх. Крылья от столбовок, понятно, мало чем отличаются кроме масштаба. А, да, сохранилась одна шатровка с шестнадцатью крыльями в Кулябовке. Ещё недавно на мельнице находилось хитроумное крепление такого количества (ссылка), но, к сожалению, оно утрачено. Маховый вал в целом такой же. Вместо железных вставок при прохождении стены у шатровок обычно железное кольцо (15). И, конечно же, маховый вал является строго диаметром шапки. В смысле не хордой. Её же крутят, поэтому единственную шестерню можно поставить ровно по центру.

15

Так как мы хотим механизмы, много и разных. И мощных. Их надо ставить внизу. Иначе в чём смысл вообще. Поэтому вращательное движение необходимо спустить. Этой цели служит вертикальный вал, проходящий через все этажи мельницы. У земли он с помощью штыря вставляется в подвижную доску для регулировки вертикальности (16), а вверху завершается массивной цевочной шестернёй (17) или в единственной мельнице — Завале — конической зубчатой шестернёй (18). При вращении шапки кулачное колесо как бы ездит вокруг этой шестерни, но в любом положении её касается.

16

17

18

Теперь у нас есть здание, которое насквозь, сверху донизу прорезает вращающийся столб. (Если длины не хватает, вертикальный вал могут сделать наборным, как по высоте, так и по ширине). Любой механизм, на любом этаже теперь можно подключить к этому источнику энергии.

Рассмотрим минимальную схему. На первом этаже мельницы устраивается помост (19), под который заходит вертикальный вал (20). Под помостом вертикальный вал крепится к земле, на него надевается зубчатая шестерня, а слева и справа к горизонтальным балкам (помните про регулировку расстояния?) крепятся два веретена с цевочными или зубчатыми шестернями на каждом (21). Как в перевёрнутых столбовках, веретена уходят вверх и крутят жернова (только бегун, конечно), находящиеся на помосте в поддонах с крышками. Так подсоединяются два постава. Сверху жерновов крепятся короба, а с помоста выходят утки для муки, под которые перед помостом подставляются мешки (22)(23).

19

20

21

22

23

Это классика. Понятно, что возможны отличия. В некоторых мельницах помоста нет, а жернова просто находятся на втором этаже. В этом случае утки муки выходят прямо вниз. В разрушенной мельнице в Чирше была интересная система приподнимания заполненного мешка с мукой (ссылка вторая и третья фотографии снизу). Короба могут висеть на кранах для обслуживания жерновов (24) или на специальной навесной конструкции (25). Но смысл остаётся тот же: На нулевом этаже вертикальной веретено соединяется с вертикальным валом простейшей зубчатой передачей и выводит вращательное движение обратно вверх. Исключением является мельница в Курске. У неё начинка как у прямой столбовки: вертикальный вал, он же веретено, сразу соединяется с жерновами.

24

25

Что ещё можно подключить к вертикальному валу? Можно подключить кулачковый вал толчеи (26). А можно целый горизонтальный вал, который сам будет являться распределительным по другим механизмам. (27) Таких мельниц две: Спасс (Костромская слобода) и Кочемлево (Новый Иерусалим). По ним видно, что в их зданиях сможет поместиться целый завод. Но всё, чтобы вы ни подключали, всё будет строго между верхней цевочной шестернёй и нижней зубчатой шестернёй. Таким образом, по количеству оставшихся гнёзд (вытесанных квадратов) на вертикальном вале можно говорить, о количестве оборудования в мельнице.

26

27

Насчёт тормоза: идея та же, он останавливает кулачное колесо махового вала. В англоязычной литературе это колесо так и называется: тормозное. Однако мощность здесь, в отличие от столбовок, больше. Поэтому тормоза везде полностью обхватывают колесо и регулируются мощными балками (28). Иногда эти балки подвешиваются на блоках и их можно регулировать с нижних этажей.

28

Насчёт подъёма мешков. В части мельниц применяется двухкоробовая система, в которой мешки с зерном приходится заносить на третий этаж. Можно сделать обычный подъёмник, как в столбовках, только здесь он внутри здания, поэтому необходимы самораскрывающиеся створки в полу. Череда таких створок или их остатков — верный признак наличия подъёмника. Ну, или можно сделать автоматический. Для этого его надо запитать от вертикального вала и продумать быстрое и удобное отключение. Например, в мельнице Завал это плоское колесо, едущее по такому же колесу на вертикальном валу, прижимаемое к нему весом мешка (29). После подъёма колесо поднимают, и система разъединяется.

29

В общем и целом всё. Как видите, никаких особых типов шатровок не существует. Однако выделить какие-то похожие части всё-таки хочется. Поэтому представляем Вам некоторое обобщение сохранившихся мельниц шатровок в России. Внимание! Наше обобщение не является классификацией, а значит не каждая мельница, должна под него подходить. И нет жёстких границ или противоречий. Мы выделим три распространённых типа шатровок, расположенных в одних географических областях и расскажем, почему их выделили. Безусловно, есть и другие шатровки, но для их обобщения, к сожалению, не хватает мельниц — они слишком разные и уникальные.

Шатровки Чернозёмов

Шатровки чернозёмов — самые южные шатровки России. Ещё южнее леса заканчиваются, начинается использование каменных мельниц или менее затратных к брёвнам столбовок. Всё чернозёмные шатровки срубные, ничем не обитые, низкие: крылья практически касаются земли. Амбаров нет, сруб шатровки начинается прямо от земли. Количество поставов в мельницах может колебаться от одного до двух, никаких мудрёных конструкций или дополнительных механизмов нет (30).

Чернозёмными шатровками являются все шатровки Курской, Белгородской, Воронежской и Саратовской областей. К югу от этой линии сохранились три мельницы: столбовки в Большом Ремонтном (Ростовская область) и Кировском (Калмыкия), а также каменная шатровка в Манычском (Ставропольский край). Деревянных шатровок южнее этой линии нет.

30

Шатровки Юго-востока

Чуть севернее чернозёмных, находятся шатровки юго-востока. Характерной особенностью шатровок в юго-восточных областях является довольно низкий амбар, огибающий основание шатровки как юбка. Все шатровки этого типа каркасные о двух поставах. Их амбары восьмиугольные, по числу несущих столбов в каркасе или четырёхугольные. Кроме увеличения помещения под крышей такая компоновка имеет ещё одну цель — обеспечение доступа к крыльям мельницы вне зависимости от того, куда она повёрнуты в данный момент. Мельницы высокие и для обслуживания крыльев необходимо вставать на крышу амбара. Ни одна мельница такого типа не была перемещена в музей, что сыграло с ними злую шутку (31).

Семь из восьми сохранившихся шатровок заброшены и находятся на грани полного разрушения. Единственная шатровка, за которой присматривают — Польное Конобеево (Рязанская область). Ещё одна интересная шатровка — Кулябовка (Тамбовская область) — единственная известная мельница с 16-ю крыльями. Крылья, к сожалению, не сохранились. Другой пример — Лёвино (Тамбовская область). Эта мельница, возможно, входила в сотни мельниц вокруг Моршанска — центра хлебной торговли. Другая мельница — Малое Болдино (Нижегородская область) — совсем недалеко от известнейшего музея, но всё равно в руинах затянувшейся реставрации. Ещё одна мельница — Бариновка — последняя мельница Самарской области — богатого и густонаселённого региона. Ещё три мельницы практически полностью разрушены и находияся в деревнях Николаевка (республика Мордовия), Старые Алгаши (Ульяновская область) и чуть в лучшем состоянии Смирново (Нижегородская область). Мельницы действительно в плачевном состоянии, поэтому лозунг «Спасём мельницы в юбках» вполне имеет место быть.

31

Шатровки Поволжья

Севернее юго-восточных шатровок находятся поволжские шатровки. Поволжские шатровки — самый многочисленный тип мельниц в России в данный момент. С некоторыми оговорками к поволжским шатровкам можно причислить 20 исторических мельниц. Все мельницы Чувашии, Удмуртии, Марий Эл, Кировской области именно такие. Две поволжские шатровки являются действующими: Чем-Куюк (Лудорвай — Удмуртия) и Дубёнки (Тарханы — Пензенская область). Ещё две стоят в одном историческом месте (единственная пара шатровок) — Шоркино (1, 2) (Чувашия)

Можно сказать, что поволжская мельница — самая стандартная шатровка. Они всегда срубные, причём сруб стоит на амбаре. Одна сторона амбара выдаётся вперёд и с неё удобно обслуживать мельничные крылья, а вторая является квадратом, что образует два крытых уголка с восьмериком шатра мельницы. Они всегда о двух поставах, причём зерновые короба навешаны на кранах и имеют характерный изгиб. Сами краны, как и другие колонны на первом этаже мельницы украшены незатейливой резьбой. Кранов, как и поставов — два. Других механизмов и изысков в мельницах нет. Большинство мельниц обиты тёсом поверх сруба или были обиты. Вне Волги такие мельницы встречены на Урале — Мочищенск (Нижняя Синячиха — Свердловская область), Суздальском музее (из деревни Мошок) (1, 2) и Старом Иванцеве (Нижегородская область). (32)

32

Северные шатровки

Севернее поволжских шатровок начинается Русский Север — Тверь, Кострома, Новгород и далее к морю. Здесь сохранились самые технически уникальные шатровки. Спасс (Костромская слобода — Кострома) и Кочемлево (Новый Иерусалим — Подмосковье, привезена из Тверской области) с горизонтальным валом и множеством механизмов. Завал и Ладощино (Витославлицы — Новгородская область) обитые дранкой, с автоматическими подъёмниками зерна. Ровдина гора (Архангельская область) и Бор (Малые Корелы — Архангельская область) с внутренним поворотным механизмом. Округлая, обитая дранкой, мельница Толвуя (Кижи — Карелия). Кожпосёлок (Малые Корелы — Архангельск) с дополнительной толчеёй и мешкоподъёмником.

На все эти мельницы оказала существенное влияние торговля и связи с европейскими государствами, однако объединить их в одну группу практически невозможно. Часть из них срубная, часть каркасная, внутренние механизмы разные и все уникальны. Поэтому мы просто скажем, что севернее Поволжских шатровок осталось слишком мало шатровок для какого-либо обобщения. Да, кстати, из всех перечисленных восьми северных шатровок только две мельницы находятся на исторических местах — Ровдина гора и Завал. Ровдина гора сохранила уникальный штурвальный поворотный механизм, и она же находится на грани обрушения! Ей очень нужна помощь! (33)

33