Столбовки

Итак, столбовки, столбовые мельницы, столбянки. В России эти мельницы ещё называют козловками или козловыми, а в Европе немецкими, в противоположность шатровкам — голландкам. Такие мельницы появились раньше шатровок. В Европе они были шатровками вытеснены и практически нигде кроме России не сохранились. Скажем прямо, и в России мы насчитали их только 23 штуки, да и то, три в руинированном состоянии.

И всё же почему мельница — столбовка? Как уже было сказано, мельнице необходимо поворачивать крылья к ветру, а её необходимо поворачивать в горизонтальной плоскости. Амбар столбовки поворачивается весь и поворачивается вокруг вкопанного в землю столба — мертвяка. Отсюда и название мельниц. Столб — один из главных удерживающих элементов конструкции, наиболее частая причина падения столбовок — подгнивание осевого столба.

Отличие русской столбовки от большинства европейских следующее: в России мельница поворачивается вокруг столба, но не стоит на нём, тогда как в Европе столб обычно является не только удерживающим элементом, но ещё и опорным. Но, если русские столбовки стоят не на столбе, то на чём они стоят? На специальном каркасе, окружающем столб. Этот каркас сужается кверху, а мельничный амбар сужается книзу, таким образом, место их соединения — самое узкое место в мельнице, в нём снижается трение, и мельницу проще крутить. Увы, но это же означает, что, как только осевой столб падает, — рушится и весь мельничный амбар, т.к. площади соединения не достаточно, чтобы его удержать.

Мы насчитали шесть сохранившихся типов каркаса и ещё один есть на фотографиях, но нигде не сохранился. Однако, если вместо каркаса подложить хоть бетонный блок, мельница не перестанет быть мельницей, поэтому мы отвергаем классификацию мельниц по каркасам, приводимую во множестве описаний, и заменяем её своей, о которой расскажем чуть позже. Наиболее распространённым типом каркаса сейчас является высокая ряжа (1). Чуть менее распространена рама (2). Сохранилось три мельницы (1, 2, 3) с каркасом — стойками (или козлами) (3). Ещё меньше мельниц с низкой ряжей (4), две (1, 2) с каменным основанием (фото) и совсем экзотикой является финский вариант каркаса, который есть только у одной мельницы в России (5) — таких сохранилось много в Финляндии. Напоследок о грустном: одна из самых рациональных идей — поставить мельницу на полноценный амбар-домик — до наших дней не дожила (5а), известные мельницы с таким каркасом — Кегоостров и Малое Токарёво.

1

2

3

4

5

С подставкой разобрались, теперь переходим к собственно мельничному амбару. Т.к. амбар необходимо поворачивать, он должен быть лёгким, а чтобы он не упал, ещё и компактным. По этой причине в столбовках никогда не жили и не хранили запасы зерна или муки. Амбар служил только, как оболочка мельничного механизма. Амбары всех мельниц столбовок двухэтажные. Большинство мельниц имеют срубные амбары, однако несколько выделяется. Во-первых, это мельницы на каменном основании и мельницы на финском основании — их амбары каркасные, обитые досками. Во-вторых, интересная мельница из деревни Средняя Медлеша в Малых Карелах, у которой амбар сначала срубной, потом каркасный, а потом снова срубной. И всё это для уменьшения веса, т.к. мельница весьма высокая. Вы думаете про амбары всё? — Нет. Ещё важный момент. Конструкции столбовок нависают над землёй. В снежных регионах, т.е. везде, это довольно опасно, поэтому в четырёх углах амбара в его нижних венцах проделывались отверстия (6), в которые осенью вставлялись брёвна, и мельница устойчиво переносила зиму. Такая же технология применяется сейчас при реставрации столбовок, чтобы исключить колебания амбара.

6

Ну хорошо, амбар есть, но в него надо как-то заходить. «Лестница», — подумали вы и были абсолютно правы. Но вспомните: столбовка — это не простое здание: амбар вращается, т.е. и крыльцо амбара постоянно убегает от лестницы. Решение понятно — сделать лестницу навесной и не вкапывать её в землю. Но вот вопрос: а какая у нас длина лестницы? А точнее высота крыльца амбара? Вот здесь надо чуть-чуть забежать вперёд и рассказать о прямых и перевёрнутых столбовках. Итак, слушайте.

Я думаю, не будет откровением сказать, что в амбаре находится вал, держащий крылья, и жернова. Так вот от расположения их относительно друг друга по вертикали меняется практически всё устройство мельницы. В обычной — прямой мельнице маховый вал находится в самой верхней точке амбара, под ним жернова (7), и то и другое на втором этаже мельницы. Что это означает: это означает, что амбар поднимать высоко не надо, потому что крылья и так высоко. Мешки высоко поднимать не надо, т.к. жернова и так внизу, думать о балансировке особо не надо, т.к. центр тяжести тоже внизу. «Ну да, — скажете вы, — а как иначе-то?» В том-то и дело, что, как ни странно половина сохранившихся столбовок — перевёрнутые. (8) В самом прямом смысле, с ног на голову. У них маховый вал и крылья на первом этаже, а жернова над ними — на втором. Всё перевернулось! И конструкцию под амбар теперь надо высокую делать, чтобы крылья хоть как-то поднять, и мешки тягать тяжеленые по всем лестницам, и о балансировке думать, чтобы всё это не рухнуло, т.к. жернова под самой крышей. «Да кому это надо? Кто это придумал?» — спросите вы и будете совершенно правы. Точного ответа на вопрос, кто придумал перевёрнутую (или inverted) в европейском варианте столбовку нет. Но есть догадки. Такое впечатление, что это древнейший тип ветряной мельницы, прямо скопированной с появившихся раньше водяных мельниц. Смотрите: берём водяную мельницу и заменяем ей водяное колесо на крылья. И поднимаем над землёй её амбар. В водяных-то мельницах всё так и есть — жернова наверху, чтобы не зерно не намокало, носить мешки надо на уровень земли, речка-то ниже, а центра тяжести вообще нет, т.к. мельница на земле стоит. Во как! Так ли были придуманы перевёрнутые столбовки, уже никто не знает, но факт остаётся: они существуют и имеют право быть.

7

8

После такого экскурса должно стать понятно отличие конструкций под мельничным амбаром: мельницы на высокой ряже или на стойках — перевёрнутые, все остальные — прямые. А можете назвать подпорку вот здесь (9). Это и не ряжа и не стойки. Именно поэтому мы отказались от этих определений и выбрали классификацию, гораздо больше влияющую на конструкцию механизма — прямые и перевёрнутые. А под амбаром хоть бетонный блок положите. Главное, чтобы амбар вращался.

9

Вернёмся к лестницам. С прямыми столбовками всё понятно — небольшую лестницу в пару ступенек с крыльца спустить не сложно. А как быть с перевёрнутыми? Оказалось, что тут есть как минимум три варианта. Архангельский вариант (10): пустить лестницу под крыльцом и подвесить на курицах (еловые стволы с корнем) на этом самом крыльце. Вологодский вариант (11): посередине ряжи сделать промежуточную площадку, огибающую всю мельницу. От нее до земли протянуть обычную лестницу, а вот с амбара на эту площадку опустить небольшую подвижную лесенку, ещё и перпендикулярно первой. Наконец, Костромской вариант (фото): лестница перпендикулярно крыльцу и далеко от амбара. А давайте её привяжем к воротилу, или, на худой конец, будем просто поднимать и перетаскивать при повороте.

10

11

Итак, с лестницами вроде бы разобрались. Но вот всё говорим крутить амбар, вертеть. А как? Для этого во всех столбовках есть воротило. Это бревно, крепящееся одним концом к амбару, а другим спускающееся на уровень земли. На бревно налегали люди и лошади и поворачивали мельницу. Но и тут не всё так просто. Воротила бывают разные! Бывает одно бревно от середины задней стены амбара, касающееся нижних венцов амбара (12): Мезень. Бывает два бревна от углов задней стены амбара (фото): Германов Починок (Костромская слобода). Бывает одно бревно, заходящее на боковую стену амбара (фото): Горка (Кирилло-Белозерский монастырь), Разливное (Костромская слобода). Для прямых столбовок бывает просто одно бревно (13): несколько мельниц в Малых Карелах и Кижах, или два бревна треугольником (14): Меняйлово, Калгачиха (Малые Карелы). Для того, чтобы мельница не крутилась после подстройки под ветер, вокруг неё по кругу вкапывались колышки, к которым нехитрой системой верёвок привязывалось воротило. Кроме того, на конце горизонтальных воротил прямых столбовок крепилось колесо, для езды по кругу по земле. «А что насчёт силы?» — спросите вы. Нерабочие мельницы сдвинуть трудно: вручную не хватит сил, а техникой можно запросто оторвать воротило. Но если мельница работает, если соединение амбара и ряжи смазано (14а), если первый раз мельницу уже крутанули трактором, то, если её периодически крутить, не давая застыть, для поворота будет достаточно усилий двух-трёх человек.

12

13

14

14а

На это внешние элементы мельницы столбовки заканчиваются, и мы переходим в святая святых — машинный зал, хм, нет, — в мельничный амбар: к механизмам. В мельничном механизме нет главных и второстепенных деталей, без каждой детали он не работоспособен. Но начнём мы с махового вала. Маховый вал — единственный вал в мельнице столбовке (по крайней мере, во всех сохранившихся и известных по фотографиям это так). Вал деревянный, по сути, это обработанное бревно. Задний торец вала вставлен в металлический стержень, крепящийся на стене амбара. (15) Передний край вала может быть закреплён в трёх позициях.

15

Во-первых, он может лежать на передней стене амбара. Понятно, крылья должны быть снаружи, в стене проделывается отверстие на нижнюю часть которого положен маховый вал. Однако если положить маховый вал просто на бревно последствия будут непредсказуемые. Вы думаете, он сотрётся — верно, вы думаете, что он может развалить амбар — тоже верно, но хуже всего, что от трения между валом и стеной амбар вообще может загореться. Поэтому делается не так: на бревно в стене кладётся металлическая вставка или вогнутый камень (16), на него кладётся маховый вал. Но в месте касания, в вал вставляются специальные металлические вставки, увеличивающие срок службы дерева (16а).

16

16а

Во-вторых, маховый вал может крепиться на небольшом балкончике, выдающемся за пределы мельницы (17). Крепление точно такое же: камень, металлические вставки, однако есть нюанс. Всю эту конструкцию надо смазывать. Чем больше — тем лучше. Поэтому на балкончик надо как-то попадать. Везёт тем, у кого вход на балкон с крыльца, как в Мезени (18). А если нет? Именно для этого в мельницах Разливного (Костромская слобода), Петухова (Щелковский хутор) и Средней Медлеши (Малые Карелы) проделано загадочное квадратное отверстие около махового вала (19).

17

18

19

Наконец, в-третьих, маховый вал может быть закреплён на отдельном, вынесенном за пределы мельницы каркасе (20), как в Кижах. Сначала разберёмся зачем? У Кижских мельниц (1, 2) самое большое количество крыльев — восемь. А крылья мельницы — это не пластмассовый вентилятор. Крылья почти как в самолёте, составляют пары. Через отверстие в маховом вале продевается центральная доска каждой пары и фиксируется. А если таких пар четыре, то и отверстий в вале необходимо четыре, и каждое сквозное. Таким образом, вал должен быть очень далеко вынесен за пределы амбара, чтобы на нём «поместились» все эти крылья. Ну а зачем на выносном каркасе лестница (21) Вы уже и сами должны сказать — чтобы подниматься и смазывать сочленение. Также таким механизмом обладает мельница из Гафострова с четырьмя крыльями. Из-за малого размера амбра мельницы крылья перевешивают маховый вал.

20

21

Маховый вал может быть как по центру мельницы, так и сбоку. В последнем случае баланс компенсируется крыльцом с лестницей с другой стороны мельницы. Зачем может понадобиться сместить маховый вал: если мельница перевёрнутая, то осевой столб должен доходить до последнего этажа, проходя через все перекрытия. А так как столб осевой, то он точно в центре, поэтому приходится смещать маховый вал. Единственная прямая столбовка со смещённым маховым валом — Большая Шалга (Малые Карелы) (22), назначение такой конструкции неясно.

22

Давайте ненадолго оставим тему крыльев и обсудим, что же должен крутить маховым вал. Итак, маховый вал вертится — что дальше? Необходимо передать вращение на обрабатывающие элементы — т.е. на жернова. Рассмотрим поподробнее жернова. Во-первых — рабочий механизм всегда составляет пара жерновов — верхний и нижний. Во-вторых, такой механизм называется поставом, и количество поставов является одним из показателей производительности мельницы. Здесь всё просто. Во всех российских столбовках один постав, точнее не более одного постава, но об этом позже. Постав устроен следующим образом: нижний жёрнов представляется собой конус (с небольшим уклоном конечно, не надо представлять пирамиду), верхний имеет такую же по форме выемку так, чтобы жернова плотно прилегали друг к другу. Зерно превращается в муку, перетираясь между жерновами. Через центральное отверстие в верхнем жёрнове оно попадет в пространство между вращающимися жерновами и по специальным канавкам в жерновах сбрасывается с нижнего жёрнова в поддон под действием силы тяжести (нижний жёрнов — конус). Внимание вопрос: Зачем крутить оба жёрнова? Правильно — незачем. Крутящийся жернов всегда один — верхний — бегун. Нижний просто лежит — лежняк.

Бегун нанизан на веретено — металлический (потом поймёте почему) стержень, приводящий его в движение и проходящий лежняк насквозь (23). Таким образом, необходимо передать вращение от махового вала к веретену. При том, что они кстати, ещё и крутятся в разных плоскостях. Маховый вал, как и крылья — в вертикальной, а веретно, как и жёрнов, — в горизонтальной. Задача однако! Для соединения махового вала с веретеном во всех столбовках используется передача от кулачного колеса к цевочной шестерне. Кулачное колесо закреплено на маховом вале, а цевочная шестерня на веретене (24).

23

24

Кулачное колесо — наборное колесо (25), с одной стороны которого в него вставлены кулаки — зубья, закреплённые с другой стороны перпендикулярными втулками (25а). Цевочная шестерня — это два круга, вырезанных из досок, с прорезанными выемками по краям. (26) В выемки вбиваются трости и оторачиваются металлическим ободом. Для предотвращения стачивания трости могут быть усилены металлическими заклёпками (27). В некоторых столбовках маховый вал незначительно наклонён, чтобы лучше ловить ветер. В этом случае цевочная шестерня может быть конической (28).

25

25а

26

27

28

Всего и делов-то? — подумали вы, — Закрепить одну шестерёнку на одной валу, а вторую на втором! И да, и нет. Закрепить кулачное колесо надо с умом. И вот почему. Удивительно, но в полностью деревянном механизме мельницы соединение шестерней должно быть выверено до миллиметра. Если чуть больше — маховый вал с крыльями вывалится наружу. Почему? Потому что кулаки кулачного колеса стёсаны для уменьшения трения (29), по этой причине она начнут отталкиваться от цевочных тростей и выталкивать маховый вал вперёд. Если меньше — колёса заклинит и сломает. Ну и что? — скажете вы, — можно всё померить на этапе постройки и всё. Это не так. Амбар гуляет, расстояния между колёс меняются. Зимой мельница вообще не работает — валы прогибаются. Кроме того, крылья-то крутятся под прижимной силой ветра, а она и на маховый вал действует, её тоже учитывать и компенсировать нужно.

29

Для этого придумана система калибровки кулачного колеса. Оно не жёстко закреплено на маховом валу, и может быть перемещено как к цевочной шестерне, так и от неё при помощи клиньев и блоков (30). Обычно, цевочное колесо имеет два диаметра, которые перекрещиваются под прямым углом (31). Эти диаметры входят в пазы на маховом валу. Но пазы длиннее, чем крепления колеса. Таким образом, оно может по ним ездить! И как только мельник замечает смещение колёс, он, с помощью деревянных клиньев, калибрует шестерни. Но даже в этих местах в мельницах есть отличия: есть одна мельница, где кулачное колесо крепится четырьмя диаметрами (32) Средняя Медлеша (Малые Карелы) и ещё одна, где кулачное колесо вообще представляет собой цельной колесо (33) Юксозеро (Малые Карелы).

30

31

32

33

Хорошо, откалибровали кулачное колесо, поставили его рядом с цевочной шестернёй — можно ли запускать мельницу? Нет. Теперь надо отрегулировать расстояние между жерновами. Ведь качество помола бывает разное. Когда-то надо, чтобы жернова близко стояли — тогда бегун опускают, когда-то помол крупный нужен — тогда поднимают. Как? Хороший вопрос! Бегун крепится к веретену — именно поэтому оно всегда металлическое — ему его вес необходимо выдерживать. Веретено опирается на балку, для которой в английском языке есть специальное название branchtree. Так вот эта балка закреплена в пазах вертикальных досок. Как вы уже догадались, прорези в досках длиннее, чем надо, поэтому с помощью клиньев высоту балки, а с ним веретена, а с ним жёрнова можно регулировать. Но постойте, как же шестерёнки? А мы регулируем достаточно мало. И высоты цевочной шестерни хватает, чтобы в обоих крайних положениях она обеспечивала хорошее сцепление с кулачным колесом, она же чуть вытянутая. (34). И что, только клиньями? Нет, не только. Есть одна мельница — Калгачиха (Малые Карелы), где балка регулируется резьбовым домкратом (35). Но она единственная.

34

35

В этом месте давайте чуть вернёмся назад и вспомним, что мы говорили, что прямые и перевёрнутые столбовки. Теперь, когда соединение шестерней понятно расскажем отличия. В перевёрнутой столбовке цевочная шестерня соединена с кулачным колесом вверху последнего и веретено уходит вверх, на второй этаж мельницы, заканчиваясь в жёрнове. Балка, на которой стоит цевочная шестерня проходит точно над маховым валом (точнее между ним и верхним краем кулачного колеса — диаметра кулачного колеса хватает (36). В прямых столбовках цевочная шестерня находится в нижней части кулачного колеса и жёрнов находится в центре веретена, которое закреплено в балке этажом ниже (оно не может просто дойти до жёрнова, по названным выше причинам: жернова не могут слипаться, расстояние между ними надо регулировать). Кроме того, у прямых шатровок есть ещё одна балка, в английском называемая sprattlebeam, которая принимает цевочную шестерню сверху (37).

36

37

Из движущихся частей нам осталось рассмотреть крылья. Во всех известных столбовках (возможно кроме самых южных) крылья покрываются досками. Количество крыльев колеблется между четырьми, шестью и восемью в Кижах. Крылья рабочей мельницы должны стоять под углом. Если вы видите плоские крылья — это бутафория. Крылья рабочей мельницы должны быть одеты досками. Если вы видите решётчатые крылья в сезон — это бутафория. Почему именно в сезон? Потому что у части мельниц крылья съёмные. Нет, конечно, не сами крылья, а деревянные накладки, которые собственно и ловят ветер. Более того, они не просто съёмные, например, на зиму, они ещё и регулируемые. Т.е. площадь крыла можно изменять в зависимости от скорости дующего ветра. В большинстве музеев крылья мельниц решётчатые, сложно сказать, бутафория это или накладки сняты, но одно можно сказать точно — эти мельницы не действуют. Кстати условие накладок на крыльях необходимое, но не достаточное. Например, на мельнице в Меняйлове все крылья в дереве, однако она не работает уже много-много лет. В музеях крылья делают невосприимчивыми к ветру, чтобы уберечь мельницы от ураганов и сильных порывов, решётчатое основание ветер не ловит.

Теперь мы знаем всю цепочку передачи движения от ветра к жёрнову. Но мы только в середине пути. Ведь мельница — крайне совершенный механизм. Рассмотрим важную часть мельницы, под названием тормоз. Да, да! В мельнице есть тормоза. Иначе как вы будете останавливать расшалившуюся мельницу перед бурей? Не хватать же её за крылья, как в мультфильмах. По законам физики легче всего затормозить кулачное колесо. Это и делают во всех без исключения столбовках. Однако, как оказалось, вариантов затормозить деревянное колесо — масса. Можно пойти по пути Погорельца (38) и прикладывать к кулачному колесу доску, вытесанную под его размер сверху. Можно то же самое, но снизу — Средняя Медлеша (Малые Карелы). Можно сделать и сверху и снизу, как в Кесломе. Можно сделать большой, полноценный тормоз: огибающую верхнюю пловину кулачного колеса систему брусков — Калгачиха (Малые Карелы) (39), а можно окружить колесо гнущимся деревом и привязать его к стопору — Кимжа (40). Во всех этих вариантах есть одна деталь — торможение колеса осуществляется трением. А это значит, что тормоз ни в коем случае не должен касаться колеса во время рядового движения мельницы. Пожары, вызванные трущимся тормозом, являлись главной причиной возгорания ветряных мельниц. Раньше. Сейчас уже нет.

38

39

40

Давайте обсудим, как зерно попадает в жёрнов и откуда берётся мука. Понятно, что зерно надо засыпать в центральное отверстие бегуна, а муку собрать вдоль лежняка, но вот для промышленного производства делать это вручную, понятное дело, не годится. И здесь придуманы хитрости.

Над бегуном подвешивается зерновой короб (41), куда вручную засыпаются мешки с зерном. Но вот беда, дальше зерно надо как-то дозировать и вот это как-то уж больно не хочется делать вручную. И решение гениально. Под жёстко закреплённым коробом на верёвках подвешивается подвижный лоток — уток для зерна, который практически плоский, поэтому зерно в нём скапливается и дальше не падает. Т.к. нижний край утка находится ровно над отверстием бегуна (для попадания зерна точно в отверстие), то от него к жёрнову протягивается металлическая или деревянная палка — трясун, касающаяся жёрнова. Жёрнов не ровный. Поэтому когда он вращается, он трясёт трясун, тот трясёт свободно подвешенный уток зерна и с него сыпется зерно на жернова, а на его место сразу добавляется зерно из короба. Здорово? Но это ещё не всё. Чем сильнее ветер, тем быстрее крутится жёрнов и тем больше зерна он может одновременно молоть. Так вот чем быстрее вращается жёрнов, тем сильнее трясётся трясун, и тем больше зерна попадает на жернова. Автоматика!

41

С зерном понятно, а что мука? Мука высыпается со всех сторон лежняка. Поэтому жернова помещают в так называемый поддон для муки — часто это восьмиугольный короб, полностью огибающий жернова (42). Мука в нём закручивается в ту же сторону, что и жернова и рано или поздно находит отверстие вниз, называемое утком для муки. Как в перевёрнутых, так и в прямых столбовках уток муки идёт со второго этажа (где находятся жернова) на первый. В перевёрнутых столбовках он выходит как раз рядом с кулачным колесом. Это означает, что этажом ниже можно подставлять мешки под уток и получать готовую муку. Всё? Ещё чуть-чуть. Чтобы менять мешки поток муки надо останавливать, на многих мельницах сохранились заслонки на утке для муки, видимо как раз для этих целей.

42

Стойте, стойте, это ещё не окончание рассказа. А мешки вы будете по узкой, трясущейся лестнице таскать? И крестьян заставите? Нельзя так издеваться. В высоких перевёрнутых столбовках на крыльце предусмотрен подъёмник для мешков — обычный ворот, как в колодце. В мельнице из Горки (Кирилло-Белозерский монастырь) в том числе сохранился внутренний ворот, для подачи мешков с первого этажа на второй.

Подождите секунду, но ведь жернова не вечные? Да. Жернова стёсываются. Стирается как их шершавость, так и внутренние канавки. Кроме того, они банально засоряются грязным зерном. Периодически необходимо поднимать бегун и прочищать, поновлять рабочие стороны жерновов. Но ведь они весят чуть ли не тонну. Да. Поэтому во всех шатровках и некоторых столбовках находились специальные устройства — краны. Три бревна, поставленные враспор и железные щипцы или верёвка на конце. Эта конструкция помогала поднять верхний жёрнов для обслуживания и вернуть на место. Места установки кранов заметны по характерным круглым отверстиям в полу рядом с поставами (43). В других столбовках имелись специальные пазы и настилы для откатывания (вместо поднимания) верхнего жёрнова, но, т.к. это съёмные устройства, они не сохранились.

43

И даже это ещё не всё. Только ли жернова могут быть обрабатывающими механизмами? Нет. Другим обрабатывающим механизмом в столбовках является толчея (возможно, ранее столбовки были ещё лесопилками, маслобойками или медогонками, но таких известных мельниц нет). Толчея, или ступа или крупорушка предназначается для того, чтобы крушить или рушить крупу. Что для этого необходимо? Необходима ступа (или колода) в которой будет толочься крупа (44). Толочься подразумевает поступательные движения и их выполняют доски, называемые песты, входящие в отверстия в верхней части ступы (45). Но как запитать песты от ветра? В столбовках есть только один вал — он же маховый. Обычно кулачное колесо находится в его дальнем от крыльев конце, но никто не говорит, что нельзя использовать его полную длину. По всей длине махового вала в него можно вставить бруски — кулаки (аналогичные кулакам на кулачном колесе), а песты толчеи снабдить горизонтальными брусками — пальцами (46). Теперь маховый вал стал ещё и кулачковым, и во время его вращения песты будут сбрасываться с кулаков и рушить крупу в ступе.

44

45

46

Несколько замечаний. Во-первых, амбар такой сдвоенной мельницы должен быть достаточно большой, поэтому сохранились только прямые столбовки такого типа. Во-вторых, сохранились толчеи только с шестью или восемью крыльями, хотя, возможно, это совпадение. В-третьих, для эффективности песты должны быть тяжёлыми, а значит длинными. Поэтому самые высокие мельницы Средняя Медлеша (Малые Карелы) и Петухово (Щелковский хутор) — толчеи. Кроме того, в мельнице с двумя механизмами, разумеется должна быть возможность выключить один из них. Выключение толчеи достигается сравнительно просто: делают неподвижные кулаки, куда переносят песты с махового вала. Выключение мельницы хитрее — для этого надо отодвинуть цевочную шестерню от кулачного колеса, а так это надо делать часто, то тут клинья не помогут. Для этого сдвигают одну из досок, в которую вставлено веретено — Большая Шалга (Малые Карелы) (47). Одна из мельниц не толчей также имеет отсоединяемую цевочную шестерню — Калгачиха (Малые Карелы) (48). Предназначение этого механизма не ясно.

47

48

Всего совмещённых столбовок толчей и мельниц — пять. Средняя Медлеша и Большая Шалга из Малых Карел, Волкостров и Вороний остров из Кижей и единственная, всё ещё остающаяся на историческом месте, хотя и в руинированном состоянии Гришкино. Ну и последний вопрос на сегодня. Сохранилась ли толчея, в которой нет жерновов, а есть только ступа? — Да. Единственная известная сохранившаяся мельница без жерновов привезена из деревни Петухово в музей Щелковский хутор Нижнего Новгорода.

Надеюсь, что Вам было не скучно читать весь этот текст. А ведь это всё о совсем небольших, древнейших мельницах — столбовках. Без каких-либо особых технических ухищрений. Ну что: можно переходить к шатровкам?!