Мельница из деревни Петухово (музей «Щелковский хутор»)

Краткое описание
Мельница из деревни Петухово (Городецкий район, Нижегородская область) построена примерно в конце 19-го века, перевезена в музей деревянного зодчества "Щелковский хутор" (Нижегородская область) в 1970 году. Прямая столбовка с шестью крыльями и без жерновов. Сруб. Уникальные детали: песты во всю длину здания , общая архитектура. Использовалась как толчея (крупа).

СостояниеМельница законсервирована
СтатусЯвляется музейным экспонатом
МеханизмЗаконсервирован, не восстановлен
Сохранились следующие исторические детали механизма:
Маховый вал.
Механизм толчеи:
Ступа (колода), Песты (толкачи), Кулаки.


Новости о мельнице
Проект реставрации: http://www.travelpost.ru/?id=78738
Другие идеи реставрации: http://www.vgoroden.ru/?id=360230


Дополнительное описание
Мельница Щелковского хутора уникальна. Другой такой мельницы в России нет. Уникальность обуславливается предназначением: это единственная известная мельница-толчея без жерновов. То есть, мельница может толочь крупу, но не может молоть зерно, механизма жерновов просто нет. Но это не всё. При достаточно большой высоте здания, через всё здание проходят четыре песта, выполняющие основную мельничную функцию. Да и общая архитектура огромного здания, стоящего на минимальном основании (чтобы поворачивать с меньшим трением) несколько захватывает.

Вологодскими мастерами разработан проект реставрации, функционального восстановления и даже перемещения мельницы на ветренное место (сейчас она на поросшем лесом склоне), однако он отложен, видимо из-за финансовых соображений. Мельница законсервирована, зайти внутрь посетителям музея не получится.

Ещё одно замечание - по нашему опыту, у таких мельниц может быть как четыре, так и шесть крыльев.

Обратите внимание на квадратное отверстие рядом с маховым валом мельницы. Такое отверстие есть ещё только у двух мельниц - Костромской перевёрнутой столбовки с крыльцом позади амбара и столбовки из Средней Медлеши Малых Корел. Это единственные три мельницы, в которых к переднему подшипнику махового вала нельзя подлезть сбоку с крыльца. Через это квадратное отверстие вылезали на небольшую (обвалившуюся уже) площадку-балкон для его обслуживания.

kimzha
kimzha